Музику Port Mone знають далеко за межами Білорусі. Їм аплодує публіка України, Польщі, Росії, Литви, Португалії, Швейцарії, Ірану. У 2014 році Port Mone неабияк здивували критків і прихильників, здійснивши запис свого другого альбому Thou просто посеред лісу. Британська The Guardian тоді зазначала: «Тріо Port Mone постійно шукає нові напрямки і підходи, можливо, тому їхня музика й популярна серед меломанів як на Сході, так і на Заході…». Нещодавно музиканти оголосили, що наступний альбом Whisper запишуть, користуючись виключно відновлюваними джерелами енергії. Мандрівну студію вивезуть до вітряків та солярного парку, а український режисер Вадим Ільков зніме про це документальний фільм.
Про подробиці розповіли учасники тріо Олексій Ворсоба і Сергій Кравченко – спеціально для Екоцентру. Спілкувалась з музикантами Тетяна Манзюк.
Наскільки ви «екологічні» люди, чи маєте еко-звички у повсякденному житті? Звідки з’явилася ідея такого незвичайного запису?
СК: Сложно ответить на этот вопрос, так как не очень понятно, какие из привычек – экологичны. Экономить ресурсы вроде воды и электроэнергии – дело обычное, убирать за собой и не только за собой мусор – тоже. Кажется, что у меня много привычек, отражающих заботу об экологии в ее самом широком значении, а именно о таком значении и будет наш третий альбом. Например, я стараюсь не сеять раздор в головах людей и не множить агрессию вокруг, учитывая большие проблемы с гигиеной мнений в современном инфопространстве. При этом я не могу сказать, что езжу на экологичном автомобиле с гибридным двигателем, и не испытываю простое и искреннее отвращение к тем, кто оставляет после себя мусор в лесу.
ОВ: Для меня нет отдельно существующих вопросов экологии. Думаю, что разделение актуальных проблем человечества на темы и выделение из них экологической – достаточно искусственно и, по-моему, еще один признак эпохи потребления. Культурный человек – это человек, который заботится о чистоте окружающего его пространства так же тщательно и с любовью, как о своей семье, костюме, питании, профессии, жилище. А экологическое сознание – это ни что иное, как сознание ответственное, осознающее себя и свое место в мире, ведь природа и культура – это дом человека. В этом смысле для меня как автора музыки, то, что называется «вопросами экологии», является повседневным контекстом. Почти вся музыка, которая на поверхности, доступна «на прилавках» – как вездесущий и все загрязняющий пластиковый пакет, который с трудом поддается разложению. Она годится только для того, чтобы донести свое опьянение из бара до кровати, написать абзац в соцсети. Вспомнить нечего, кроме того, как хорошо мы провели время. Этот пакет оказывается всегда пуст. Но есть и другие стратегии – ответственного отношения к собственному творчеству, его влиянию на окружение и мир, к собственной жизни. Когда артист предпочитает не засорять, а раскрывать, расширять культурные горизонты. И вот это меня всегда очень волновало. Я всегда пытался своей музыкой научить человека бережно и внимательно относится к себе, своему состоянию, реакциям, звуку, окружению, к миру вообще и осознанному взаимодействию с ним. В этом смысле в идее записи нет ничего необычного. Более того, нет причины записываться обычно или необычно, если нет музыки, которая готова спокойно и шепотом, как любовь, как запах, едва слышно, по чуть-чуть утверждать гармонию, логику взаимодействия, натуральность и магию.
Які виклики перед вами ставить це завдання, які переваги дає?
ОВ: Главная сложность – это буквальным образом найти розетку. Дело в том, что все возобновляемые источники энергии подключены в общую беларусскую сеть монополиста (“ОАО Белэнергосбыт”) – мы же пытаемся найти независимое питание. Похоже, что у нас получится. Есть еще ряд сложностей и обстоятельств. Например, там, где есть ветряки – есть ветер. А где запись – там микрофоны, которые ветром задуваются. И это приводит к неисправимому браку записи. Будем либо строить стену из блоков сена, либо использовать геодезический шатер. Что касается творческих моментов, тут нет сложностей, но есть одно, довольно милое обстоятельство – ветряки звучат тонально. То есть некоторые пьесы будут входить с ними в диссонанс. Это, конечно, зависит от силы ветра. Но, в любом случае, я понимаю, как эти вопросы обыграть музыкально.
Щойно закінчилась ваша експедиція / знайомство з людьми, що використвують «зелену» енергетику. Що вже встигли відкрити? Наскільки це взагалі поширено в Білорусі?
СК: Наша экспедиция оказалась скорее знакомством с локациями, в которых добывается энергия солнца и ветра – с их настроением, визуальной и аудиальной составляющей, нежели с людьми. К тому же, если в солярных парках есть хотя бы охранник, пристально следящий за тихими батареями из маленького домика, то ветропарки вообще подкупающе безлюдны: ветрогенераторы – очень самостоятельные создания, которые крутятся, шелестят, постукивают и делают свое маленькое полезное дело, не нуждаясь в присутствии человека.
Тем не менее, во время поездки мы посетили ЭкоТехноПарк “Волма” и пообщались с людьми, организующими мощную образовательную площадку для обучения и повышения квалификации профессионалов в области экологии, энергоэффективности и возобновляемой энергии. Нужно признать, что сотрудники “Волмы” – очень увлеченные своим делом люди, и их настойчивость в осуществлении задуманного и вера в разумное будущее энергетики вдохновляют. На севере страны мы побывали в гостях у мастера на все руки Мотеюса Синкявичуса, который собрал живописный ветрогенератор из автозапчастей и получает чистую энергию, по сути, из чистого интереса. В остальном же мы исследовали скорее эстетическую и чувственную стороны ландшафтов, и важными моментами стало то, что, например, солярный парк, который мы выбрали в качестве места для записи, расположен на территории бывшей свалки, а, скажем, мощный ветропарк – у молчаливой и кажущейся покинутой деревеньки на востоке Беларуси.
Можно сказать, что за несколько тысяч километров первого путешествия мы увидели не многочисленные примеры и инициативы в области возобновляемой энергетики, а скорее условный потенциал Беларуси к развитию отрасли и красоту первых шагов в этом направлении. На данный момент в Беларуси около шестидесяти ветряков и три относительно крупных действующих солярных парка, что кажется ничтожно малым по сравнению с возможностями страны. Так что всю эту отрасль, пока еще выглядящую в этих местах как вторжение инопланетян или будущее, хочется поскорее сделать настоящим, потому что кое-где она – уже прошлое. Уверен, что жители Беларуси, не по наслышке знающие о катастрофе в Чернобыле, с удовольствием поддержат сохраняющие экологию инициативы в области энергетики, и даже озаботятся энергоэффективностью своих собственных домов – были бы эффективные образовательные программы в регионах и содействие государства частным инициативам, работающим в этом направлении. Надеюсь, что наш проект покажет, что забота об экологии – это не только то, что важно, красиво, почетно и обеспечивает устойчивое развитие, но и то, что не может реализовываться на частном, бытовом уровне без информирования, просвещения и поддержки. Ведь не все понимают, что всё со всем связано.
! Важливо зазначити, що свій внесок у втілення цієї ідеї може зробити кожен з нас, адже запланований на весну запис відбудеться, тільки якщо проект збере необхідну суму на білоруській краудфандинговій платформі talaka.by. Поспішаймо, кампанія триватиме до 15 грудня.
Фотографії Сергія Кравченка.